Виды гармошек

Виды гармошек

Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки).

Появившиеся вслед за тульскими саратовские гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, и поэтому эти небольшие гармошечки приобрели в народе большую популярность.

Конструкция гармошки постоянно совершенствовалась. Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название вятской гармони.

Все перечисленные гармошки имели особенность - одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Все вышеперечисленные гармони имели одно общее название - тальянки. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. Тальянка – лирическое название целого ряда русских гармоник, бытовавших в конце 19 – начале 20 века в центральной и северной части России, обобщающее название вятских, вологодских, бологоевских, новоржевских гармоник. Сперва они назывались итальянками, так как имели некоторое сходство с гармониками итальянской и французской работы, затем в народе укрепилось название «тальянка». Отличались они и внешне, и внутреннемустройством, строем и системой аккомпанемента. Появление их относят к 90-м годам 19 века. Имелись один, два и три регистра. Язычки и планки медные. При смене движения меха звуки на правой и левой клавиатурах одинаковые (кроме баса). Гармоника хорошо приспособлена к исполнению местного музыкального фольклора, в основном напевных мелодий, песен, частушек, а также своеобразных наигрышей, кадрилей. Манера игры заключается в следующем: исполнитель продевал большой палец правой руки сквозь ременное ушко, закрепленное на подвижной медной планке. Затем ставил под уклоном гармонику, упираясь углами меха в живот, разжимал и сжимал верх веером. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию.

Эту проблему решили ливенские кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки мастера увеличили количество борин (до 30-40), т.е. меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.

Следующим этапом в развитии гармони были так называемые двухрядные гармошки. К этому времени в предшествующих двухрядке однорядных гармонях уже начали появляться дополнительные кнопки, но на самостоятельный второй ряд они еще не "тянули". Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название русские венки .

В настоящее время все перечисленные выше гармошки - большая редкость. Примерно с 50-х годов XX века тальянки были практически вытеснены хромками. И сейчас, если у вас или у знакомых есть гармонь, то на 99,9% это хромка. Хромки могут быть "порядковыми" или "непоряковыми". У непорядковых гармошек с левой стороны не три, а два ряда кнопок (отсутствует вспомогательный ряд). У хромки голоса звучали одинаково на разжим и сжим, она имела диатонический строй с несколькими хроматическим звуками, расположенными в верхней части правой клавиатуры, и готовый басово-аккордный аккомпанемент в мажоре и миноре в левой клавиатуре. В основном «хромкой» называли двухрядную кнопочную гармонь.

Употребительно среди гармонистов и такое наименование гармони, как «русский строй». Имелось в виду, что гармонь при сжиме и разжиме издает звуки разной высоты. А вообще-то « русский строй» мог быть и однорядкой и двухрядкой. В «русском строе» начальный звук шел на разжим.

Любая гармошка может быть одноголосной, двухголосной или трехголосной, т.е. при нажатии на пешку звучит одна, две или три планки.

 

Фото и видео